Что такое сигнальные устройства (СУ)?
Сигнальные устройства – это одноразовые технические средства, предназначенные для достижения
контрольно-информационной цели и выполненные в виде специального информационного носителя
криминалистически значимой информации, выраженной в устойчивой совокупности двух групп
признаков,
обеспечиваемых конструкцией и технологией производства: подлинности и целостности механизма
(системы), обеспечивающей преграждение несанкционированного вскрытия и повторной установки.
Как правильно применять сигнальные устройства (СУ)?
Применение сигнальных устройств (СУ) на предприятиях, как правило, не является самоцелью. СУ
применяются с целью достижения сохранности товарно-материальных ценностей, обеспечения контроля
за
доступом в помещения, разграничения ответственности персонала и др.
Эффективное применение сигнальных устройств (СУ), то есть применение их таким образом, который
приведет к достижению намеченных целей, возможно только при системном подходе к процессу,
тщательном
планировании и контроле. Краткие рекомендации относительно составляющих эффективного процесса
применения СУ мы постарались привести ниже.
III. УЧТИТЕ ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ СИГНАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
Общие рекомендации относительно закупки и хранения
- Не рекомендуется предоставлять возможность размещения заказов у поставщика неопределённому
кругу
сотрудников, назначьте одного ответственного. Поставщик не должен принимать заказы у других
лиц.
- Поддерживайте определённое количество новых СУ на складах всех территориально обособленных
подразделений. Размещайте заказы у поставщика заблаговременно, с учетом сроков изготовления
и
доставки выбранного Вами СУ в каждое территориально обособленное подразделение.
- Рекомендуется учитывать срок годности СУ: не приобретать излишне больших партий, чтобы
избежать
применения СУ с истекшим сроком годности.
- Учтите наличие модификаций по температуре использования выбранного Вами СУ. Правильно
рассчитывайте объемы закупок и применяйте морозостойкие модификации в холодное время года.
- При получении СУ от поставщика рекомендуется отложить 2-3 шт. из каждой поступающей партии и
не
использовать их 1 год после снятия последнего экземпляра СУ из данной партии. Такие
отложенные
СУ должны быть учтены и промаркированы таким образом, чтобы обеспечить возможность их
сопоставления с любым контролируемым или снимаемым СУ.
- К хранящимся СУ не должно быть свободного доступа, рекомендуется хранить их отдельно от
остальных складских запасов. Доступ к СУ должен быть только у уполномоченного сотрудника,
который будет выдавать их для применения.
- Хранение и транспортировка СУ должны осуществляться строго с соблюдением допустимых условий:
температуры, влажности и пр., указанных в инструкции по эксплуатации конкретного СУ.
Общие рекомендации относительно учета СУ
- Рекомендуется поставить учет наименований, маркировки и номеров применяемых СУ на всех
этапах их
жизненного цикла внутри предприятия: заказа; поступления; распределения; выдачи для
применения;
применения (установки); контроля; снятия; сдачи на хранение; утилизации.
- Учетные данные должны содержать следующие сведения: дата, время и место
операции;наименование,
маркировку и номер СУ;ФИО лица, производящего операцию;номер или иной идентификационный
признак
опечатываемого объекта (для отправляемых грузов — номер транспортного средства, пункт
назначения
груза, ФИО водителя транспортного средства).
- Рекомендуется поставить оперативный количественный учет новых СУ по всем территориально
обособленным подразделениям с целью выявления снижающихся остатков и заблаговременного
размещения заказа у поставщика.
Общие рекомендации относительно установки сигнальных устройств
- Рекомендуется поручать опечатывание именно тем сотрудникам, которые отвечают за
количественные
и/ или качественные показатели товарно-материальных ценностей (ТМЦ), находящихся в
опечатываемом
объекте (хранилище, контейнере и т.п.), либо ответственным за отсутствие
несанкционированного
доступа внутрь опечатываемых объектов, либо контролирующим отсутствие такого доступа.
- Опечатывание следует производить в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации
применяемого СУ.
- После установки СУ следует проверить надёжность его замыкания в соответствии с инструкцией
по
эксплуатации. В случаях, если маркировка СУ плохо читаема или обнаружено лёгкое открывание
СУ,
то опечатывание следует произвести заново.
Общие рекомендации относительно снятия сигнальных устройств
- Снятие СУ должны производить только уполномоченные на это сотрудники.
- Перед снятием СУ необходимо убедиться в отсутствии следов его вскрытия, нарушения или
механических повреждений в соответствии с инструкцией по эксплуатации. При этом необходимо
обратить внимание на пластичность материала, изменение цвета, наличие разрывов, разрезов,
деформаций, наличие следов нагрева (замораживания) или химического воздействия. Обязательно
нужно проверить соответствие наименования (внешнего вида), маркировки и номера СУ данным
учёта
и/или сопроводительной документации (журналам, транспортным накладным и т.п.).
- Снятие СУ следует проводить строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
- В случае обнаружения следов вскрытия СУ или признаков нарушения его целостности, снятие СУ
необходимо производить в присутствии комиссии с составлением соответствующих актов.
- Не следует допускать разбрасывания снятых СУ. Напротив, снятые СУ необходимо собирать и
хранить
в течение установленного времени (как правило, истечения срока давности по претензиям к
количеству и/или качеству защищаемых ТМЦ). Режим хранения снятых СУ должен быть таким же
строгим, как и для новых.
Желаем удачи в обеспечении сохранности ТМЦ!